Сarmel Magazine: культура и искусство без границы

Пылесос и философия времени. Три выставки в Музее дизайна в Холоне

В музее дизайна в Холоне открылись три выставки. «Игра в прятки»  голландского дизайнера Маартена Бааса, коллективная экспозиция 25 работ израильских дизайнеров «Механизмы времени» и третья выставка «Работать вместе: дизайн и инженерия», посвященная ПЫЛЕСОСУ. Маша Хинич о времени и механизмах. 

«Игра в прятки»

Вот что мне понравилось в голландском дизайнере Маартене Баасе: его полная раскрепощенность, когда он проводил презентацию своей выставки «Игра в прятки» («Скрыть и искать») – экспозиции, приехавшей из Музея Гронингена в Нидерландах и открывшейся на днях в Музее дизайна в Холоне. Его кепочка юного хулигана и его отношение к текучести времени. И его работы, конечно, умно-умело расставленные на двух этажах музея, в двух залах, на двух этажах. Внизу – цвет, блеск, шум, карусель и стробоскопы. Вверху – все темноватое, опаленное. Дымом окуренная, просмоленная мебель серии Smoke – очертаний классических, идеи взрывной. 

Мебель из обгоревшего дерева

Собственно, Маартен начал свою карьеру ныне во всем мире признанного дизайнерского новотворца в буквальном смысле от печки. В качестве дипломной работы он решил сжечь (не полностью, очертания сохранив, но, как следует, обуглив) классическую мебель – тяжелый платяной шкаф-гардероб, пианино с канделябрами, закругленную кушетку, кресло – торжество ампира, рококо и барокко и более современные этажерки и стулья. Огнём закаляют сталь. И, как выяснил Маартен Баас, и мебель. После опаливания предметы мебели, превращенные огнем, дымом и копотью  в дизайнерский объект, стали куда более ценными и куда более оригинальными – ведь узор от пламени каждый раз разный. 

«Цирк человеческий»

На выставке напротив деревянных остовов комфорта висят экраны, где демонстрируются видео-зарисовки процесса перехода столярного искусства в обугленное сырье для пиротехники. Но! На самом деле Маартен Баас не хулиганит, он играет. Играет в стихии: в огонь, воду, ветер, землю. Играет в предметы: мебель, светильники, вентиляторы, карусели. Играет в понятия: время, прогресс, дизайн. Баас превращает цирк вульгарный (от латинского «вульгарис» – «обыкновенный», «простой»), в цирк человеческий, то есть сложный и запутанный.

«Я делаю то, что хочу»

Играя в прятки, Баас нашел новые дизайнерские идеи, смешал их с механизмами и различными аспектами времени и календаря, и получил право высказаться. Первое его высказывание таково: «Я делаю то, что хочу делать». Остается ему только позавидовать и разобраться в том, что дает ему право так говорить – и так делать. Баас, как правило, создает один проект в год, каждый раз демонстрируя новую идею и новую технику и объясняя: «Жизнь не может не меняться, разрушение – это изменение, начало нового». Хочется ему поддакнуть – «Угу, деформация сиречь трансформация» –  так оно и есть, и мы все это знаем. Но почему, черт подери, его слепленные, вроде бы, как наспех вентиляторы из разноцветного пластика с отпечатками дланей создателя, расплавленные стулья в кругу карусели, его закопченная и задымленная «фурнитура перерожденная», полусожженные шандельеры, неуклюжие стабильно-неуравновешенные округлые шкафчики из толстого латунного листа (серия Close Parity), будто взятые из детских мультфильмов, так хороши?

Дизайнер в хулиганской кепке

Маартен Баас родился в 1978 году в Арнсберге в Германии. Позже его семья переехала в Голландию, где он закончил Академию Дизайна в городе Эйндховене. Во время учебы Маартен придумал подсвечник Knuckle, который сразу попал в промышленное производство. Его дипломная работа 2002 года – уникальные солнечные часы и коллекция мебели Smoke, которая стала ассоциироваться с его именем благодаря сотрудничеству Бааса с нью-йоркским галеристом Мюрреем Моссом (галерея «Moss» уже не существует). Маартен обливал водой, царапал и кидал мебель, как мог и  куда мог, пока не сообразил, что дерево обугливается непредсказуемым способом, создавая мрачноватый эффект и придавая обычным предметам шик антиквариата, а затем на обугленные предметы мебели в несколько слоев наносится эпоксидная смола.

При помощи Мюррея Мосса Баас пополнил свою коллекцию и репликами шедевров мирового дизайна и ширпотребом IKEA. Эту коллекцию заметила голландская  студия MOOOI Марселя Вандерса и даже начала выпускать кресла и канделябры Smoke. Коллекция обожженной мебели была куплена музеями и коллекционерами, в том числе Лайдвиджем Эделькортом и Филиппом Старком, а люстра серии Smoke стала частью выставки «Brilliant», организованной музеем Victoria & Albert в Лондоне.

Хаос и порядок

Сам Баас объяснял свою идею так: «Меня всегда удивляло, почему мы покупаем вещи и не касаемся их, почему мы хотим, чтобы вещи оставались неизменными, почему мы думаем, что симметрия и гладкость красивы? И я подумал: а что случится, если я попытаюсь изменить облик вещи, например, путем обжига? И обжег. Вещь приобрела иной характер, получила новую эстетику, иной смысл, став более эмоциональной и персональной. В природе ничего не остается прежним – в природе все изменяется. Хаос и беспорядок – то, без чего я не могу работать, хотя эстетические коды настолько предсказуемы, и людям трудно их изменить».

В реальном времени

Мебель – устойчива, неподвижна, тяжела. Время – неуловимо, летуче и легко. И зыбко – колеблется, как туман. Его следы – радужные разводы на стекле – стираются губкой. Еще в 2009 году Маартен Баас придумал проект Real Time – живую версию часов для музея Zuiderzeemuseum в Голландии, позже показанную на Миланском мебельном салоне. Затем был 12-часовой перформанс в аэропорту Схипхол: художник при помощи кисти и губки рисовал и стирал стрелки внутри циферблата в соответствии с реальным временем. На выставке в Холоне реальное время, Real Time, запрятано в ряд напольных двухметровых часов. За каждым циферблатом – свой гном-художник в виде видеопроекции – ежеминутно рисует и стирает стрелки. Как только они успевают? На противоположной стене стрелки, составленные из мусора, также ежеминутно, сметают и вновь собирают два уборщика, персонажи перформанса, запечатленного на видео. Время течет благодаря взмахам рук? Или то претенциозность, своеобразная концептуальность и новизна? Или Маартен Баас призывает пересмотреть сложившиеся представления о прекрасном, давая вторую жизнь вещам и понятиям, меняя их внешний облик и функции.

«Механизмы времени»

Время – субстанция, которую невозможно согнуть, перекрутить или изменить, но дизайнеры постоянно используют время в своей работе. Одновременно с выставкой «Игра в прятки» Маартена Бааса, в музее дизайна в Холоне открылись еще две выставки, одна из которых – «Механизмы времени» – коллективная экспозиция 25 работ израильских дизайнеров,  интересующихся временем в качестве темы для художественных и дизайнерских работ, и потому использующих время не только как предмет для изысканий, но и как материал, как сырье и предмет.

30 секунд созерцания

На выставке представлены и 10 новых работ, сделанных специально для холонской экспозиции. Развивающиеся технологии позволяют оптимизировать процессы и экономить время. По идее, мы должны наслаждаться свободным временем, но на практике, его все меньше, а время бежит все быстрее. Кстати, кураторы «Механизмов времени» обращают наше внимание на то, что по статистике посетители музеев проводят перед экспонатами всего лишь по 30 секунд и посему предлагают на входе/выходе из зала прокомпостировать карточку и зафиксировать минуты созерцания работ 25 молодых дизайнеров, которые явно достойны более длительного внимания. Мне лично удалось застыть минуты на три перед квадратного сечения разновысотными прозрачными стеклянными вазами, наполненными водой, пузырьки воздуха в которой подымаются в разном темпе, в разное время и с разной музыкой – стоит только подойти к ним и задержаться возле них больше, чем на 30 секунд.

Изобретая заново пылесос

И третья выставка – скромная и тихая в нижнем полукруглом коридоре, опоясывающем музей. Выставка называется «Работать вместе: дизайн и инженерия» и посвящена она ПЫЛЕСОСУ! Пылесосу Дайсон и его изобретателю английскому инженеру Джеймсу Дайсону, пожалованным в рыцари английской королевой Елизаветой II в 2006 году. Даже захотелось попробовать пылесос в действии, тем более что отныне он беспроволочный, мотор в нем посильнее, чем в гоночных автомобилях «Формулы – 1», весит новый «Дайсон» немногим более 2 килограммов, а совершенством своих эргономических форм напоминает клюшку для гольфа, украшенную бриллиантами. Рассказ о том, как заново изобрести пылесос на стыке науки, дизайна, инженерной мысли и технологий и сравнение этапов большого пылесосного пути с вехами достижений науки 20 и 21 века поразил не менее, чем растекающаяся в огне печи и огнях города эстетика Маартена Бааса. 

И, как оказалось все началось не в 1993 году, когда гениальный изобретатель сэр Джеймс Дайсон основал свою компанию, а в 1974-м (за 4 года то того как Маартен Баас появился на свет), когда Дайсон к обычной садовой тачке вместо колеса приделал шар. Не пропустите пылесосный коридор, когда пойдёте любоваться сгоревшим пианино голландца. На самом деле, эта выставка (как и две другие) – о том, как научиться мыслить нешаблонно и недаром именно на ней будут проводиться мастер-классы для детей.

 

Все выставки продлятся до 27 апреля 2019 года.

Маша Хинич. Холон

Оригинал

Сайт музей дизайна в Холоне: http://www.dmh.org.il/

«Sweepers clock» – http://www.youtube.com/watch?v=SXNT4T56EmM

«Grandfather clock» – https://www.youtube.com/watch?v=e_3KY2gWDwg&t=14s

Официальная страница в instagram – https://www.instagram.com/maarten.baas/

Официальная страница в facebook – https://www.facebook.com/baasmaarten/?fref=ts&ref=br_tf

Официальный сайт Маартена Бааса – http://maartenbaas.com/

Exit mobile version