Убитое кино

Из шести кинотеатров, построенных в 30-х годах в Хайфе, уничтожены два и четыре разрушаются, превращаясь в руины.

119726_original-2

Когда-то Хайфа была не просто городом у моря, а одним из крупнейших портов Средиземноморья, центром торговли, моды и стиля эпохи технической революции и модерна.

Все самое современное и модное пароходами прибывало сюда, а дальше распространялось по всему Ближнему Востоку и Азии.

Первое кино  в дни Британского мандата в Палестине имело сногсшибательный успех. Кинохроники показывали в импровизированных кинотеатрах. Но пока фильмы были немыми, место и не имело значения. В начале «эры немого кино» единственными пленками, которые показывали в Израиле, были местные кинохроники. Игровые картины в те времена привозили из-за границы и дублировали титрами на иврит. Как только «великий немой» заговорил и первые звуковые картины доставили в Палестину, стало ясно, что для их просмотра нужны специальные здания – кинотеатры.

В 1931 году еврейский бизнесмен Моше Грейдингер  открыл первый небольшой кинотеатр в Хайфе.
А спустя два года он поручил архитектору Шмуэлю Розову построить на улице Анавеим, в модном районе Адар, большое здание в стиле Баухаус для второго кинотеатра на 1800 мест. В ночь открытия в 1935 году знаменитый кинотеатр “Армон” показал оскароносную музыкальную комедию «Веселая вдова».
Это было выдающееся культурное событие, на которое явились не только представители хайфского бомонда, но и собрался весь город.

Создание кинотеатров в Хайфе имело колоссальный успех еще и потому, что просмотры в жаркие израильские вечера проходили в приятных прохладных помещениях.
Кроме того, следуя авангардным задачам нового искусства, здания строились с применением современных технологий и технических новшеств, известных в Европе и Америке. Например, в самом модном кинотеатре “Армон” архитектор спроектировал электрифицированную крышу, которая могла бы раздвигаться и открывать звездное небо над головами сидящих на балконе зрителей. Первыми завсегдатаями в Армоне были скучающие в дали от родины молодые британские солдаты, местные арабские рабочие и вновь прибывшие еврейские эмигранты.

Архитектор Шмуэль Розов, построив Армон, задал тот стиль города, который зазвучал как музыка  унисон с аккомпанементом таперов и голосами звезд кино. На этой волне начала строится новая Хайфа – город мечты, материальное воплощение социальной утопии, мира справедливости и созидательного труда, каким его задумал Теодор Герцель. Страна, описанная в книге, начала обретать материальные черты, поднимаясь от Порта и Нижнего Города к новому и модному Адару.

Мечта Герцля совпала во времени и месте. Четыре архитектора, способные осуществить его замысел в камне уже жили в Подмандатной Палестине. Шломо Бернштейн, Шмуэль Местечкин, Арье Шарон и, житель Хайфы, Мунио Гитай-Вайнрауб. Еще около 25 архитекторов, художников, дизайнеров эмигрировали в Палестину в 1933 году, после закрытия школы дизайна Баухаус в Германии, учениками которой они являлись.   Эрих Мендельсон, Ричард Кауфман, Женя Авербух, Мордехай Ардон, Исаак Рапопорт и другие предложили новое видение жилых домов, предприятий и общественных зданий.

Кинотеатры лишь малая часть из их построек, повлиявших на стиль и качество городской жизни. Так 90 лет назад в Хайфе появились 6 кинотеатров.

С их появлением в Хайфу пришли легенды и звезды. На показах своих фильмов в зале присутствовали легендарный Альфред Хичкок и недосягаемый Сидни Люмет.
Леонард Бернстайн дирижировал в Армоне Филармоническим оркестром Израиля в 1950 году. Скрипач Иегудий Менухин сыграл там в 1952 году. Скрипач Яша Хейфец выступал в зале под открытым небом в 1953 году. Знаменитый пианист  Алексис Вайсенберг исполнял с израильским Филармоническим оркестром в 1950 году произведения Дебюсси, Баха, Моцарта, Листа.
Кинотеатр “Армон” стал культурным центром, где регулярно давали концерты израильский филармонический оркестр и шли спектакли израильской оперы. И кроме того, здесь проходили выборы в местные органы власти и собирались толпы горожан, ожидая объявления результатов в ночь после голосования.

Но сказка кончилась. Утопия превратилась в единственную на Ближнем Востоке демократию. В домах появились телевизоры, в городе – первые супермаркеты и каньоны. В 1987 году Армон закрыли, а затем разрушили и на его месте построили 20-этажную башню, которая не просто не вписывается в общий антураж Адара, но уродует вид и искажает саму идею застройки района.
Уцелевшие кинотеатры постепенно стали терять свое значение как  центры еврейской культуры и городских развлечений, и пришли в полный упадок.

О Елена Шафран

Журналист, специалист по кризисному пиару и коммуникациям. Закончила факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Студенткой начала работать в газете «Известия», спустя 8 лет ушла в документальное кино. Участвовала в нескольких проектах на радио и телевидении. Работала PR-директором холдинга MNG. Руководила отделом коммуникационной группы «Тайный Советник». В Израиле в качестве корреспондента «Новой газеты» побывала во всех «горячих точках» от Сектора Газы и Самарии, до Хеврона и Рамаллы. Работала шеф-редактором русскоязычного 9-го канала израильского телевидения. Автор проекта, издатель и владелец ресурса Carmel Magazine. Владелец галереи и арт-магазина Art Store.

Проверьте также

Шукран, Хайфа!

  Чем больше все меняется, тем больше всё остаётся по-старому.“ —  Альфонс Карр Писать об …