Про «Луч света в темном царстве» и Грозу в Тель-Авиве

«Грозагроза», мне кажется, не про «темное царство»… (Евгений Марчелли, режиссер спектакля «Грозагроза», лауреат премии «Золотая маска»)

fb-1 (2)
*******
И вдруг в Яффо пошел дождь. Тяжелые капли заплюхали по мостовой, шлепались на камни и поднимали запах прибитой пыли и летнего московского дождя. Если бы еще запахло мокрыми тополями и асфальтом, то вполне можно было себе представить, что мы идем вниз по Тверскому бульвару в сторону нового МХАТа. Но гроза на Ближнем Востоке совсем не та, что в сердце России. Она налетает молниеносно и  мгновенно исчезает, не оставляя времени на  рефлексию, сожаления о прошлом и сравнения «здесь» и «там».

Так вот, дождь на улице и дождь на сцене в Гешере оказались явлением одной природы. Но вспомним классику… Где в «Грозе» гроза? Она громыхает в ремарке? «За кулисами звучат раскаты грома»? Можно, конечно, открыть в гугле текст и, «перечитывая классику», найти цитату. Так вот же он – «гром среди ясного неба»! Глас небес и карающее око, и что там еще наштамповано на уроках литературы в средней московской школе, уложено плотными кирпичиками в потайных отделах мозга, ответственных за аттестат. А там, конечно, «луч света в темном царстве», а не замученная сукой свекровью девчонка, убегающая из дома в чем есть –  в майке и трусах. Там «цельная натура» – Тарасова и Пашенная, а не мир разваливающийся на части. Там Мир какого-то купечества, а не рыбы задыхающиеся в стихии воды без кислорода и свободы.

Мы учили какую-то другую Грозу и совсем о другом говорили нам на уроках литературы. Просто надо было убрать все слои и инородные тела, идеологию и пафос. Заговорить другим голосом, перейти в другое измерение и шкалу ценностей. А ведь текст Островского, и правда, тяжелый. Его вряд ли выговоришь без мхатовской подготовки. И так же тяжелы его мысли, когда задумаешься над их сутью.

Но вот еще одна «Гроза» и нам все показали и рассказали. Что любим мы одного человека. Вернее, одного – во многих. И муж и любовник – близнецы братья. Что жизнь полна лжи и для любви в ней нет места. Что миром правит Султан Паша, а люди в нем с пёсьими головами. Что материнская любовь убивает и все разрушает на своем пути. Что чистые чувства будут всегда преданы, а жажда любви будет вечна. И что надо бы только… «вот так бы разбежаться, поднять руки и полететь…»
А, правда! Отчего люди не летают так, как птицы?!.

********
За последние 10 лет в рамках «Международного фестиваля Гешер» зрителю были представлены лучшие спектакли из репертуара ведущих российских театров. В этом году в фестивале Jaffa Fest участвуют театральные коллективы не только из России, но и из Латвии, Германии, Италии, Австралии, Турции, Индии… В дни фестиваля будут показаны более 80 спектаклей, концертов, состоятся премьеры, уличные театральные и музыкальные представления, специальные мероприятия для детей, мастер-классы и творческие семинары.

ГРОЗАГРОЗА | Россия
Спектакль Театра Наций. В главных ролях Юлия Пересильд, Виталий Кищенко, Павел Чинарев, Анастасия Светлова, Звучит саундтрек Шнура (Сергея Шнурова).
Режиссер Евгений Марчелли мастер оригинального прочтения классических текстов. Он создал более 60 спектаклей в Москве, Ярославле, Калининграде, Омске, Саратове и Советске…

О Елена Шафран

Журналист, специалист по кризисному пиару и коммуникациям. Закончила факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Студенткой начала работать в газете «Известия», спустя 8 лет ушла в документальное кино. Участвовала в нескольких проектах на радио и телевидении. Работала PR-директором холдинга MNG. Руководила отделом коммуникационной группы «Тайный Советник». В Израиле в качестве корреспондента «Новой газеты» побывала во всех «горячих точках» от Сектора Газы и Самарии, до Хеврона и Рамаллы. Работала шеф-редактором русскоязычного 9-го канала израильского телевидения. Автор проекта, издатель и владелец ресурса Carmel Magazine. Владелец галереи и арт-магазина Art Store.

Проверьте также

Пурим-2024 в Иерусалиме

25 марта 2024 года в Иерусалиме впервые за 42 года пройдет крупнейшее в Израиле уличное …