Кабала святош. Храм Гроба Господня закрыт

Мэр Иерусалима потребовал от глав христианских конфессий погасить долг 657 миллионов шекелей.
В ответ на это, впервые за 118 лет святые отцы закрыли для паломников и туристов двери Храма Гроба Господня.

5b0565_e41ac358d22345d3b17a2cefc6012049-mv2

Так один из самых острых вопросов Израиля – жилищный – столкнул лбами власти светские и власти небесные.

Замороженный на 25 лет налог на имущество с принадлежащих церкви объектов недвижимости был впервые начислен ретроактивно и востребован к оплате. В 1993 году правительство Израиля заключило с представителями всех христианских конфессий Иерусалима договор о том, что религиозные учреждения не платят городской налог до тех пор, пока мэрия не вышлет уведомление с требованием об уплате.  Договор не был ни подписан, ни принят к исполнению. В начале месяца мэрия обратилась к патриархам с просьбой измерить площади, находящиеся в их владении, чтобы выяснить, кто и сколько задолжал городу. Мэр Иерусалима Нир Баркат при этом заявил, что если правительство Израиля согласится «простить» церковный долг, то возместить его придется государству из своей казны в пользу города. «Таким образом, – утверждают служители культа,- мы оказались заложниками и инструментом давления светских властей.»
В течение недели были арестованы банковские счета  церковных коммерческих учреждений и бизнесов – гостиниц, ресторанов, кафе, магазинов и лавок… Этот «демарш» не коснулся помещений, где верующие собираются на молитву, так как все иерусалимские церкви, синагоги и мечети полностью освобождены от налогов. В их числе и закрытый 25 февраля Храм Гроба Господня.
Так что акт запирания дверей Святая Святых носил демонстративный характер. Впервые за сто лет  протест объединил глав соперничающих конфессий. Как оказалось, международный «статус-кво», который в разные годы, с большими усилиями светских и религиозных властей Палестины, Османской империи, Британии, Иордании, Израиля поддерживался на Святой Земле, был мерой временной. Начиная с1852 года он был единственным документом, на основании которого функционировали главные христианские храмы. Его положения неукоснительно соблюдались всеми властями.

Сегодня Храм Гроба Господня разделен между шестью конфессиями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены свои приделы и часы для молитв. Церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену святого Франциска, Храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии»- Армянской Апостольской Церкви, могила святого Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа и Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании. Литургию в Гробе Господнем церкви служат друг за другом – православные в 1 час ночи, армяне в 4 часа утра, католики с 6 часов утра до 9. Ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Джауда Аль Гадийа. А право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусайба. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Этот неукоснительный порядок в последние годы действовал как часы, до тех пор пока великие иерархи не объявили сбор налогов «беспрецедентной атакой на христиан».
Но пока Патриарх Иерусалимский Феофил III, кустод Католической церкви Франческо Паттон и Иерусалимский патриарх Армянской апостольской церкви Нурхан Манукян.
оглашали у врат Храма текст заявления, «бытовой» конфликт перерастал в довольно запутанное дело. Церквям припомнили серию манипуляций с недвижимостью.
Тайные сделки по продаже Греко-православным патриархатом Иерусалима земель и зданий в Иерусалиме по заниженным ценам компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах.
В разные годы было продано порядка 200 участков, некоторые из них на выгодных условиях сданы в аренду под строительство девелоперовским и строительным компаниям.
Подобные утечки информации крайне редко просачиваются в прессу и вызывают возмущение церковных иерархов. Ведь все, что касается коммерческой деятельности церкви хранится за семью печатями. Вот и нынешний конфликт многие склонны перевести из экономический плоскости политическую. говорят об стремлении к иудаизации столицы еврейского государства и чинимых препятствиях служителям христианского культа. Но похожие скандалы возникают с периодичностью в полтора-два года, каждый раз, когда церкви просят оплатить счета за использования воды и электричества.
фото: Reuters

О Елена Шафран

Журналист, специалист по кризисному пиару и коммуникациям. Закончила факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Студенткой начала работать в газете «Известия», спустя 8 лет ушла в документальное кино. Участвовала в нескольких проектах на радио и телевидении. Работала PR-директором холдинга MNG. Руководила отделом коммуникационной группы «Тайный Советник». В Израиле в качестве корреспондента «Новой газеты» побывала во всех «горячих точках» от Сектора Газы и Самарии, до Хеврона и Рамаллы. Работала шеф-редактором русскоязычного 9-го канала израильского телевидения. Автор проекта, издатель и владелец ресурса Carmel Magazine. Владелец галереи и арт-магазина Art Store.

Проверьте также

Пурим-2024 в Иерусалиме

25 марта 2024 года в Иерусалиме впервые за 42 года пройдет крупнейшее в Израиле уличное …