Опера “Борис Годунов” в Ла Скала: золото с кровавым подбоем

Вы можете послушать эту статью

7 декабря 2022 года театр Ла Скала открыл сезон новой постановкой оперы Мусоргского “Борис Годунов”. Премьера, запланированная три года назад, сегодня стала не просто громкой. Милан, да и вся Европа бурлили дискуссиями: правильно ли поступает знаменитый театр, должен ли он менять репертуар по политическим мотивам? «Борис Годунов» в ЛаСкала, билеты в конце статьи

Опера “Борис Годунов” в Ла Скала Teatro alla Scala, photo Marco Brescia & Rudy Amisano

«Борис Годунов» в Ла Скала: Украина требует отменить премьеру

“Как это – открывать сезон оперой на русском языке в тот момент, когда русские ракеты летят на Киев?” – спрашивают одни. “Произведения искусства есть достояние человечества, но никак не одной конкретно взятой страны и уж тем более ее правительства”, – отвечают другие. Посольство Украины и представители диаспоры обратились к театру с требованием отменить постановку. Ла Скала заявил, что постановка была запланирована давно и солидарность с Украиной театр демонстрирует разными способами. Напомним, что театр  расторг контракт с Валерием Гергиевым. В Ла Скала был организован благотворительный концерт, который собрал почти 400 тысяч евро в пользу Украины.

Сезон в Ла Скала традиционно открывается 7 декабря, в день Святого Амвросия, покровителя Милана. В этом году в зале собралось невиданное количество высокопоставленных гостей. Президент Италии Серджио Маттарелла, премьер-министр Джорджия Мелони, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен почти демонстративно посетили открытие сезона. Партер заполнили высокопоставленные политики и меценаты, бизнесмены, режиссеры и актеры, почти все руководители главных европейских театров. Парижская, Берлинская, Барселонская опера. Кроме того, опера транслировалась по национальному телевидению Rai Cultura в прямом эфире и на нескольких других платформах. Около  1.5 миллионов человек во всем мире наблюдали за этой премьерой – рекордное число зрителей в истории театра. 

"Борис Годунов" ЛаСкала билеты
“Борис Годунов” ЛаСкала билеты

 

Аплодисменты Ла Скала

Решимость Ла Скала отстаивать свое право на выбор репертуара была явно и недвусмысленно поддержана публикой. Бурные аплодисменты в сторону ложи политиков начались еще до того, как оркестр взял первую ноту.  

Стены Ла Скала слышали самые громкие овации в честь самых ярких звезд оперного мира за последние века, но этот салют одобрения и поддержки был не менее впечатляющим. Аплодисменты продолжались почти шесть минут, несмотря на жесты президента, приглашающего людей занять свои места, и прекратился только тогда, оркестр под управлением  Риккардо Шайи начал играть гимн Италии ”. (Opera Wire)

“Ох, тяжела ты, шапка Мономаха”

Опера “Борис Годунов” была написана 150 лет назад Модестом Мусоргским по мотивам одноименной трагедии А. Пушкина.  Либретто было написано самим Мусоргским на основе пушкинской трагедии и “Истории государства Российского” Карамзина.  В 1869 году первая редакция была категорически не принята дирекцией Императорских театров.

Все дело в том, что это был совершенно новый музыкальный язык, принципиальное новаторское построение. В отличие от традиционной оперы в “Борисе Годунове” отсутствовал сентиментальный сюжет. Ни любовной истории, ни значительной женской партии, ни привычного лирического тенора. Вместо этого Мусоргский представил семичастную трагедию, мрачную, даже дикую.  Внешний сюжет постепенно уходил вглубь, в сознание главного героя, российского царя Бориса Годунова. 

После того, как опере отказали в постановке, Мусоргский написал вторую, “облегченную” редакцию. Впоследствии появились редакции Римского-Корсакова и Шостаковича, более “приглаженные” и европеизированные. 

Сегодня, спустя 150 лет опера признана величайшим шедевром. Она продолжает волновать художников и зрителей  с точки зрения и музыки, и содержания. В зависимости от места, времени, художественного или музыкального прочтения главного героя прославляют или проклинают, жалеют или презирают, точно так же, как его время и его страну. Эта история может быть рассказана сотней способов, и в этом один из секретов ее жизненной силы.

«Борис Годунов» ЛаСкала билеты

“Теперь не время помнить, советую порой и забывать”

У театра Ла Скала долгий роман с “Борисом Годуновым”. Первая постановка состоялась еще в 1909 году, и солировал в ней Федор Шаляпин. Затем она возвращалась на сцену в 1922, 1935, 1941 и 1946 годах, в виде восстановленных спектаклей. А сезон 1979 года в Ла Скала тоже открывался  “Борисом Годуновым” в постановке режиссера Юрия Любимова с Клаудио Аббадо за дирижерским пультом. Та постановка стала культовой, а сама опера –  одной из главных визитных карточек театра. 

И вот теперь, спустя 40 лет, свою версию представляет Каспер Холтен, датский режиссер , в недавнем прошлом главный режиссер Королевского оперного театра Лондона. Он принял решение поставить самую первую, истинно авторскую редакцию “Бориса Годунова”. 

 «Ключом к пониманию этого произведения стало для меня изучение трагедии Пушкина, на которой основана опера, – говорит Холтен. – Я понял, что Пушкин сознательно писал в стиле Шекспира. Это очень любопытно, учитывая, что Борис Годунов и Шекспир были современниками. Характер Бориса напоминает мне  Ричарда III, Макбета. И так же, как у Шекспира, мы наблюдаем за интригами в борьбе за трон, которые сопровождаются кровью. Так же присутствует любимый шекспировский прием: призрак жертвы, который преследует героя».

Борис Годунов в Ла Скала
Фото: Teatro alla Scala, Marco Brescia & Rudy Amisano

«Но есть одна тема, которая стала одной из самых важных для меня. Это тема манипуляции общественным мнением, которой всегда пользуется власть. Важнейший персонаж в опере – Пимен, человек, который хочет задокументировать, сохранить правду о происходящем. Ему приходится бороться с системой. Потому что власть хочет повлиять на историю и заменить ее на собственную версию» .

Тема  явственно отражена и в сценографии оперы. Действие происходит на фоне разорванных бумаг и карт, отрывков записей из свитков, которые образуют гигантский кокон, обвивающий героев. История, происходящая перед нашими глазами, будто перетекает, скручиваясь и теряя цвет, в эти черно-белые рукописи . 

"Борис Годунов" в Ла Скала
“Борис Годунов” в Ла Скала


Дирижер Риккардо Шайи ассистировал Клаудио Аббадо в любимовской постановке 1979 года, а теперь, спустя 40 с лишним лет, вернулся к “Борису Годунову” в качестве дирижера. «В первые сезоны в качестве музыкального руководителя, — поясняет маэстро, — я считал необходимым сосредоточиться исключительно на итальянском репертуаре: Джакомо Пуччини, Джузеппе Верди и оперы, премьера которых состоялась в Ла Скала. Сегодня пришло время дать место и тому, что является неотъемлемой частью истории Ла Скала”.

Заглавную партию исполнил  Ильдар Абдразаков (читайте интервью с ним), солист Мариинского театра Санкт-Петербурга. Его называют одним из лучших басов современности. Он пел практически на всех главных оперных сценах мира. С Ла Скала его связывает долгие отношения. Ильдар дебютировал на этой сцене в  2001, затем пел в «Силе судьбы», «Макбете», «Самсоне и Далиле», «Ифигении»,  «Свадьбе Фигаро» и др.  В марте 2023 года он вернется в Ла Скала, чтобы участвовать в «Сказках Гофмана» под управлением Фредерика Часлена. Но впервые Абдразаков поет на этой сцене на русском языке. И самые бурные овации публика отдала именно ему.

Это была грандиозная роль шекспировского масштаба, исполненная угольно-черным голосом. Он был полон власти и мощи в первом отделении и драматичен в своем ужасе и в сцене смерти” (из рецензий)

В постановке задействованы еще несколько российских солистов: Анна Денисова (Ксения), Дмитрий Головнин (Григорий Отрепьев), Алексей Марков (Щелкалов),  Станислав Трофимов (Варлаам) и другие. 

“И мальчики кровавые в глазах”

Премьера 7 декабря прошла с оглушительным успехом. Почти пятнадцать минут продолжались овации в финале. Критики, говоря о великолепии постановки, замечают, что “от ассоциаций удержаться трудно. Каспер Холтен создает картину торжества имперской власти, достигая кульминации в сцене коронации. В этот момент на сцене объединяются Борис, важные гости в мерцающих золотом старинных одеждах (автор костюмов Ида Мари Эллекильда), полицейские, бездомные и пьяные. Богатство и нищета, страх и жестокость создают картину страны, находящейся на грани краха” (Financial Times.)

Словом, это была одна из самых противоречивых, сложных и роскошных премьер в Ла Скала. На площади перед театром стояли протестующие украинцы с плакатами. Экоактивисты, “приветствуя” политиков, облили краской здание. Государственное российское телевидение торжественно передавало репортажи с премьеры. И все со всех сторон рассуждали о русской культуре на фоне плакатов с мальчиком в окровавленных белых одеждах.  

"Борис Годунов" в Ла Скала
“Борис Годунов” в Ла Скала


“Борис Годунов” ЛаСкала билеты. Хотите попасть?  Поспешите, в этом сезоне опера будет идти 13, 16, 20, 23 и 29 декабря
.

Мы собрали для вас полезные ссылки и сервисы:

Агрегатор авиабилетов по лучшим ценам от Skyscanner

Отели и апартаменты в Милане от Booking.com



Booking.com

Чем еще заняться в Милане? Достопримечательности от Tiqets.com

*Советуем заказывать билеты заранее!

Платите меньше, проходите без очередей с комбинированными билетами  на  несколько  достопримечательностей

*Мы подбираем для вас ссылки на бронирование отелей и заказ билетов по выгодным ценам, поскольку отслеживаем скидки и спецпредложения. Когда вы переходите по ссылкам и покупаете, мы получаем комиссионные от наших партнеров. Это дает возможность Carmel Magazine  работать дальше и находить для вас интересные события по всему миру!

 

Подписывайтесь на наш телеграм канал
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

 

«Сказки Гофмана» в Израиле и далее везде

Израиль: «Травиата»: драма в мире роскоши и высокой моды

«Аида»: история великой любви на фоне войны и изгнания

 

 

 

 

О Ольга Черномыс

Журналист, редактор, специалист по коммуникациям. Закончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Работала корреспондентом районной и городской газеты в Петербурге. Участвовала в создании и запуске нескольких изданий, работала в издательском доме Independent Media редактором журнала "Домашний очаг". Литературный редактор нескольких изданных книг. После переезда в 2015 году в Израиль продолжила публиковаться в как в Израиле, так и в других странах, работала в отделе коммуникаций мексиканской туристической компании, в пиар-агентстве. Интервьюер, кинообозреватель, автор подкаста "Кино и книги с Ольгой Черномыс". Создатель и проводник локальных версий mind-body тренингов intenSati и Groove Dance. Соиздатель и главный редактор Carmel Magazine.

Проверьте также

Моцарт и Бетховен: два гения в одном концерте

В Хайфе, Иерусалиме и Петах-Тикве с 21 по 26 марта Иерусалимский симфонический оркестр под руководством …